г.Магнитогорск, пр. К.Маркса, 128, тел.: 20-15-65, 8-92-92-35-15-65
ул. Горького, 24, тел.: 22-50-05, 8-922-236-50-05
пр. К.Маркса, 227, тел.: 49-54-96, 8-922-749-54-96

Как подготовить детей к лечению у стоматолога?

Выделим два основных вида страха перед посещением врача:

А) Страх самого стоматологического вмешательства. Дети постарше боятся, к примеру, анестезии. Думают, что будет укол и будет больно.

Б) Боязнь человека, который проводит это вмешательство: маленькие дети иногда думают, что стоматолог сделает им плохо! И, конечно же, от этого плохого человека надо спасаться!

   Наиболее вероятной причиной этих страхов может быть, в числе прочих, отрицательный опыт прежнего посещения стоматолога. Это бывает достаточно часто, особенно с маленькими: взрослые думают «мы подержим, полечат его и всё будет хорошо». А ребенок запоминает это насилие и в следующий раз не заходит даже в кабинет. Также, причиной страха могут быть какие-то бессознательные ассоциации, когда лечение связывается с чем-то страшным, неприятным. 

 

1.Как преодолеть эти страхи? И возможно ли это?

   Обычно, достаточно установить контакт с врачом. Стоматолог должен восприниматься ребенком, как человек знакомый, которому можно доверять. Тогда ребенок перестаёт бояться и даёт врачу возможность спокойно работать. И у взрослых, кстати, те же проблемы. Однако, когда есть проблемы в общении: скажем, ребенок просто боится любых людей, кроме мамы и папы - ему тревожно. И контакт установить значительно сложнее. И страх не проходит гораздо дольше. Но его тоже можно преодолеть. Именно поэтому ребенка надо вести в специальные детские кабинеты, в которых принимают имеющие опыт в общении с детьми стоматологи.

 

2.Обещание родителей "купить подарок" действует не всегда

   Надо научиться определять - где истинная, внутренняя мотивация, а где внешний стимул. Если мы говорим ребенку «ты хочешь быть здоровым?» — это опора на внутреннюю, истинную мотивацию. Конфетка, игрушка – внешний стимул. Ребенок не должен идти к врачу ни для мамы, ни для папы. Хотя внешнее подкрепление можно использовать. Например, когда видно, что ребенок проделал работу по преодолению свой тревоги, у него получилось – для маленького ребенка это достижение. «Ты такой молодец – я хочу тебе купить что-то приятное, потому что ты смог, совершил эту работу». Т.е. заранее обещать подарок следует не всегда!

    У ребенка желание или нежелание «открыть рот для стоматолога» связано с глубоким психическим механизмом - способностью выносить дискомфорт. Бывает, что мама с самого рождения не дает ребенку почувствовать никакого дискомфорта: он еще подумать не успел, не успел захотеть, потерпеть, подождать — а ему, все сразу дается. А у стоматолога, так или иначе, приходится терпеть. Чем больше проблемы, тем больше нужно терпения.

   Соответственно, если у ребенка очень низкая способность терпеть, то лечение проводить сложнее. Ведь ему придется находиться в кресле, как минимум, 15-20 минут.

 

3. Как подготовить ребенка к лечению зубов?

    Вести первый раз к стоматологу ребенка нужно не тогда, когда у него уже заболел зуб. Надо вести ребенка в возрасте, например, полутора лет и первый раз показать зубы, а потом каждые полгода: просто чтобы он привыкал к этой обстановке, к врачу. И такому малышу тоже необходимо всё объяснять: говорить, что мы идем к специальному человеку, который смотрит зубы и лечит зубы. Показать специальные детские мультфильмы про то, что происходит с зубами – почему их нужно лечить. Или это можно рассказать своими словами. Или же нарисовать: сначала чистый зубик, а потом такого «кариозного монстра», который на него нападает. И объяснить, что побороть его может тот, кто умеет и у кого есть специальное оружие! Ребенок живо представляет себе картину борьбы со злыми «монстрами» и с удовольствием включаются в этот процесс.

    Очень важно, чтобы мама ребенка, особенно маленького, в возрасте до трёх лет, сама доверяла стоматологу. Малыш должен чувствовать, что мама спокойна, т.к. маленькие дети очень привязаны к эмоциям родителей. Ребенок берет за основу родительское отношение. Поэтому, лучше искать врача, который Вам подходит психологически. Ищите, пробуйте. Он может быть не очень известным, но Вашим.

    Кстати, часто так бывает, что мама и ребенок лечатся у одного стоматолога. И тут даже возможна полезная ситуация, когда ребенок сначала сидит и смотрит, как врач лечит маму, а потом садится в кресло сам. Это тоже метод, если ребенок спокоен, не в истерике и не напуган.

   Что еще? Можно перед визитом к стоматологу поиграть с ребенком в доктора. Особенно с дошкольниками. Они самые трудные в лечении. До 3-х лет еще можно приучить и мама может сгладить ситуацию, успокоить, а после шести – как правило, уже уходят эти страхи у детей и вообще, ребенок приучается к терпению в школе. Так что, самое проблемное, с точки зрения общения с врачами и лечения – именно детки возрастом с 3 до 6 лет. Если в этом возрасте приходят к стоматологу в первый раз и уже с проблемой – это большой стресс. И зуб болит, и обстановка незнакомая. Тем более, если ребенок мало выходил из дома, видел только родных людей, т.е. со слабой социальной адаптацией.

 

ИТАК, главное:

1) Создать максимально комфортную ситуацию для посещения ребенком стоматолога, не усугублять стресс.

2) Желательно выбрать удобное время, чтобы ребенок был выспавшийся, чтобы он был сыт, в хорошем настроении. И чтобы ничего не болело, имеются в виду простуды,животик и т.п.

3) Детей от 3 лет можно мотивировать и рассказывать, зачем нужно лечение, а после трёх – важно просто давать ощущение комфорта и безопасности.